Взрослый ребенок с ЗПР
В обиходной речи часто встречается выражение «взрослый ребенок с ЗПР». Под «взрослым ребенком» подразумевается несовершеннолетний, достигший подросткового возраста, т.е. возраст 12-18 лет, но возраст может быть и старше. Аббревиатура ЗПР означает «задержка психического развития». Однако это выражение целиком носит некорректный характер, так как заболевание ЗПР носит определенные особенности, не позволяющие переносить его на детей определенной возрастной группы.
Описание заболевания
Выражение «взрослый ребенок с ЗПР» не имеет абсолютно никакого медицинского смысла и не может употребляться людьми, хотя бы в некоторой степени компетентными в этом вопросе. Дело в том, что задержка психического развития диагностируется только у детей от раннего дошкольного до младшешкольного возраста, иными словами, верхний порог возраста, в котором диагноз имеет смысл – 10-12 лет.
Диагноз ЗПР означает некоторое отставание в развитии психики от принятых возрастных норм. При этом следует различать задержку психического развития от аномального или искаженного развития, когда психические функции развиваются неравномерно, и лишь некоторые из них отстают от возрастных норм.
Проводить дифференциальную диагностику и исследовать все психические функции необходимо по причине высокого риска поставить неверный диагноз. Отдельные психические функции могут отставать от возрастных норм, к примеру, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, при психопатии, конституциональном инфантилизме и т.д.
В то же время следует обращать внимание на потенциал развития ребенка, предлагая ему различные задания для выполнения. При ЗПР, несмотря на отставание в развитии, у ребенка остается потенциал для обучения и развития отдельных функций психики. В то же время, при умственной отсталости проблема заключается в ограниченности самого потенциала, а не темпов развития.
Именно поэтому «взрослый ребенок с ЗПР» является неверной постановкой диагноза, так как начиная со среднего школьного возраста правомерным является диагноз «умственная отсталость». Это связано с тем, что к средней школе темпы развития психики естественным образом замедляются, что дает основания для точного определения интеллектуальных способностей ученика.
С другой стороны, «взрослый ребенок с ЗПР» может не иметь никаких органических поражений головного мозга, а страдать от педагогической запущенности и неблагоприятных условий развития. Этот момент также важно не упустить при диагностике, чтобы подобрать адекватную стратегию обучения.
Лечение
Для лечения ЗПР необходимо определить, какова причина нынешнего состояния психики пациента. Если причина органическая, то в некоторых случаях могут помочь препараты, стимулирующие мозговое кровообращение и метаболизм нервной системы, вкупе с грамотно подобранной стратегией развития вместе с психологом и дефектологом. В некоторых случаях подобное воздействие может не возыметь никакого эффекта, если дефект, к примеру, является наследственным или поражение мозга не подлежит восстановлению.
В некоторых случаях достаточно только подобрать схему обучения и поместить ребенка в благоприятную социальную обстановку, если он находится, к примеру, в неблагополучной семье.
Иногда обстановка в семье оставляет желать лучшего, и взрослому ребеноку с ЗПР для восстановления лучше покинуть психотравмирующую обстановку. Максимально комфортным и безопасным вариантом является проживание в пансионате для пожилых людей. Пансионат предлагает отличные условия для проживания постояльцев, а также необходимое им медикаментозное лечение под наблюдением врача.