Аутизм у взрослых
Под термином «аутизм у взрослых» понимаются различные состояния, вызванные разными этимологическими причинами. Чтобы разграничить эти состояния, приведем их основные особенности и характерные черты.
Расстройство аутистического спектра (РАС)
Это дисфункциональное состояние психики и нервной системы, которое диагностируется в раннем детстве (преимущественно до 6 лет), однако сохраняется и во взрослом возрасте, усугубляясь или несколько сглаживаясь под действием функционального обучения. РАС возникает из-за нарушения развития головного мозга на поздних стадиях его формирования и характеризуется группой симптомов, которые включают в себя:
- Как правило, низкий интеллект. Обычно IQ аутистов не превышает 50 пунктов, хотя у больного может быть частичная одаренность (фотографическая память, феноменально точное воспроизведение услышанного, способности к математике и сложному счету и т.д.). Дети с IQ выше 70 пунктов среди аутистов считаются высокофункциональными и перспективными для социализации, однако это не всегда верный прогноз.
- Сниженная потребность в социальном взаимодействии вплоть до полного отсутствия. Под социальным взаимодействием в данном случае понимается не просто активная социальная жизнь, но и любое взаимодействие с человеком, даже с родителями. Некоторые дети-аутисты с рождения не выдерживают взгляда родителей, не фиксируют внимание на лицах, не выносят прикосновений.
- Стремление к повторяющимся действиям, носящим функцию аутостимуляции нервной системы или психоэмоциональной разгрузки. Некоторые дети постоянно кричат или повторяют отдельные слова или слоги, некоторые – совершают определенные циклические движения вплоть до нанесения себе физических увечий, чтобы «сбросить» часть информации, воспринимаемой ими от внешнего мира.
- Стремление к упорядочиванию. Дети-аутисты не играют с игрушками. Часто они выбирают для этого совсем неподходящие предметы. Например, вместо игры они пересчитывают спички, раскладывают в определенном порядке окружающие предметы, классифицируют кубики по размеру и цвету и т.д.
- Потребность в рутине. Для пациентов с расстройством аутистического спектра важно иметь четкий распорядок дня, который сохраняется на долгие годы. Любое покушение на спонтанность или выход из графика даже на незначительное время расценивается для них как личная трагедия.
Те же особенности психики справедливы и для аутизма у взрослых. Лишь небольшой процент из них, повзрослев, обретает самостоятельность от ухаживающих за ними родственников или опекунов. Часто люди с аутистическим расстройством неспособны на самообслуживание или способны в весьма ограниченных пределах (например, способны поддерживать свою гигиену и питаться, но не могут приготовить еду или сходить в магазин за покупками).
Аутизм как симптом
Если речь идет об аутизме у взрослых как о проявлении шизофрении, то картина болезни совершенно другая. Этот симптом может проявиться в любом возрасте и заключается главным образом в отказе от общения, замкнутости в себе, неспособности различать реальные и фантазийные переживания. Человек не интересуется внешним миром, сосредоточен главным образом на своих вычурных интересах или занятиях, мало реагирует на собственные телесные потребности и не может улавливать эмоции и социальные нормы окружающих.
Также аутизм у взрослых может рассматриваться как черта характера при шизоидном расстройстве личности или акцентуации характера. В этом случае человек может отличить реальный мир от иллюзорного, но при этом сосредоточен преимущественно на внутренних переживаниях и фантазиях. В таком контексте аутизм не является болезненным признаком или патологией.
Какова бы ни была природа заболевания, пациента, страдающего от аутизма, иногда не просто сложно, но и невозможно адаптировать к социальной жизни. Это становится проблемой не только для него, но и для тех людей, что за ним ухаживают. В качестве альтернативного выхода из ситуации можно рассматривать пансионат для пожилых людей: там пациент будет чувствовать себя достаточно комфортно, так как его потребности будут обеспечены без необходимости активного взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.