Умственно отсталый взрослый
Умственная отсталость относится к врожденным патологиям мозга, которая затрагивает, прежде всего, интеллектуальные способности человека, а также другие сферы психической деятельности. Умственно отсталые взрослые неспособны к независимой социальной адаптации и часто не могут проживать отдельно.
Описание заболевания
Умственная отсталость представляет собой искаженное или неполное формирование головного мозга, которое происходит на поздних стадиях развития плода или в раннем младенчестве. На развитие этого заболевания влияют многие факторы, в том числе отягощенная наследственность.
На сегодняшний день умственную отсталость делят на 4 степени тяжести: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Нередко формирование интеллектуального дефекта сопровождается различными уродствами и искажением развития других внутренних органов, а также генетическими мутациями (синдромы Дауна, Вильямса, Ангельмана, расстройства аутистического спектра, шестипалость, микроцефалия и т.д.). Как правило, глубокие расстройства и пороки развития сопровождаются более выраженным интеллектуальным дефектом.
В детстве умственно отсталые пациенты развиваются заметно медленнее сверстников. Им требуется гораздо больше времени на установление эмоционального контакта с людьми (даже с родителями), они длительное время не проявляют интереса к игрушкам, речь (как устная, так и письменная) может вообще не развиваться, если интеллектуальный дефект выражен в значительной степени.
Умственно отсталые взрослые различаются по своим способностям и навыкам, однако их психическая жизнь во многом определена интеллектуальным потенциалом. При легкой умственной отсталости страдает преимущественно абстрактное и логическое мышление, но при этом человека возможно обучить письму, чтению и навыкам самообслуживания. При этом активный словарный запас и понимание сложных обращенных предложений по-прежнему будут скудными.
Умеренная и тяжелая умственная отсталость уже практически не оставляют человеку возможности существовать в социуме самостоятельно. Даже примитивная работа возможна только путем подражания, обучение становится чрезвычайно тяжелым за счет дефектов внимания и памяти.
Наконец, при тяжелой степени умственно отсталые взрослые ведут жизнь, близкую к вегетативной. Они практически не понимаю речи и не говорят, не способны к простейшим навыкам самообслуживания, не реагируют на многие внешние раздражители, не различают людей. Им требуется постоянное обслуживание, так как они не могут самостоятельно питаться или прибегать к гигиене.
Лечение
Лечение умственно отсталых взрослых на данный момент невозможно. Этот дефект является врожденным, и со временем может только прогрессировать в сторону ухудшения. В качестве вспомогательных средств применяются различные вещества, поддерживающие работу головного мозга и устраняющие негативные симптомы (например, психозы).
Кроме того, для людей с диагнозом умственная отсталость возможна частичная социальная адаптация и педагогическое воздействие, однако приобрести качественно новых умений, выходящих за пределы их интеллектуальных возможностей, они никак не могут. Все меры направлены лишь на расширение навыков в пределах отведенного пациенту диапазона.
Содержать дома пациента с умственной отсталостью нелегко, а иногда просто невозможно из соображений безопасности его самого и проживающих на той же площади людей. В качестве альтернативной меры может выступать пансионат для пожилых людей, где постояльцы получают весь необходимый уход, касающийся их здоровья и комфортного проживания.